Досрочная замена масла в двигателе

Периодичная смена масла в двигателе привычна и выполняется регулярно даже малоопытными автомобилистами. Для современных машин на современных маслах предполагается смена масла и фильтра при очередных 7-15 тыс.км. пробега. Интервалы замены разнятся в зависимости от собственно масла, автомобиля и от автовладельца тоже.

Нужно знать и понимать, что даже при аккуратном соблюдении межсервисных пробегов все-таки возникают ситуации, в которых требуется досрочная замена масла в двигателе – именно о таких внеплановых заменах данная статья.

Очевидна необходимость немедленной замены масла при загрязнении механическими примесями. В редких случаях твердые частицы попадают в картер двигателя случайно. Повышенный износ или разрушение какой-либо детали двигателя – приводят к появлению в масле металлической стружки или отдельных кусочков металла, пластмассы, резины и т.п. Как правило, в таких ситуациях двигатель явно «стучит» и требует ремонта. Сливаемое перед таким ремонтом масло заменяется бесспорно.

Одна из разновидностей ненужной примеси – частицы (капельки или обрывки) герметиков, которые попадают в масло после даже небольшого ремонта при неумеренном или неправильном использовании. Скажем, если масляный поддон Вам поставили так, что из стыка наружу выдавлены большие капли герметика – внутрь, в картер, т.е. прямо в масло, выдавлены такие же. Подобные ремонты желательно переделывать поскорее и не забывать при этом сменить масло.

Достаточно незаметно внешне, но крайне вредно для двигателя загрязнение масла обычной пылью, мелким песком. Воздушный фильтр двигателя пропускает некоторую часть пыли, которая не сгорает, а поступает в цилиндры и после смешивается с маслом. При замене масла по сроку в потемневшем, как правило, масле пыль не видна, хотя просто потерев каплю сливаемого масла между пальцами почти всегда можно почувствовать наличие песочка. Потому и меняем через 10 тыс.км, а не позже, что накапливается песочек? На самом деле опыт показывает, что нахватать пыли с песком можно за один день. 50 километров по пыльной дороге до пляжа, потом покрутиться по песчаному пляжу для удовольствия, потом обратно – уже хороший повод внимательно посмотреть на каплю масла на щупе. И даже если масло менялось всего днем раньше, а на щупе кажется чистым и прозрачным, при сливе масла можно увидеть не только помутнение жидкости, но и песок и крупную пыль. Нужно выбирать дороги, дополнительно защищать воздушный фильтр при возможности и резко, в 1,5 – 2 раза, сокращать интервалы замены масла, если такие пыльные пути встречаются ежедневно.

Еще вариант механического загрязнения масла – частицы нагара и сажи, «отшелушивающиеся» с частей двигателя вследствие слишком большого накопления нагара на деталях или после применения каких-либо средств.

Здесь уместно перейти к жидким примесям, появление которых в двигателе требует досрочной замены масла. При промывке системы впрыска так называемыми сольвентами, при операциях «раскоксовки» и применении разных «ревитализантов металла» используются агрессивные жидкости, щелочи или кислоты. Отговаривать от применения подобных средств можно попробовать позже, а в рамках этой статьи совет однозначен - после применения указанных чудо-жидкостей смена масла обязательна – нужно удалить из двигателя сами эти жидкости, испорченное ими масло и результаты применения жидкостей (частицы нагара).

Преждевременно меняем масло в двигателе при заливке заведомо поддельного масла или поддельных присадок. Собственный опыт автомобилиста обычно помогает определить подделку по резким и нехарактерным изменениям величины расхода масла, небычно быстрому потемнению и т.п. Был случай, когда в три автомобиля залили одинаковую непроверенную присадку, и в двух двигатели застучали – к счастью третьего, он не успел поездить в этот день, поэтому естественно масло заменил. Такое выявление подделки дорого обходится, но случается.

Когда масло в двигателе смешивается с большим объемом антифриза, например при выдавливании прокладки ГБЦ, и представляет собой эмульсию, замена очевидна, но бывают и небольшие подмесы антифриза в масло, а также подмесы тормозной жидкости и бензина. При диагностике самой возможности такого подмеса – масло в двигателе меняется после устранения неисправности.

Случай с бензином в масле достаточно особенный, характерный для зимнего периода. Лет 30 назад в порядке вещей воспринимался совет добавлять зимой бензин в масло для предотвращения загустевания. Сейчас двигатели другие, масла другие и никакой двигатель с непосредственным впрыском, работающий на синтетике 0W30, не обрадуется двум стаканам бензина на 4 литра масла. А чтобы два стакана бензина оказались в картере двигателя, специально доливать не надо - нужно в течение получаса на морозе пытаться завести автомобиль, всего-навсего. В этой, знакомой многим, ситуации машину мы потом заведем – или отогреем, или прикурим, или как еще, но впрыскивающийся бензин, который сразу не удалось поджечь, т.е. осуществить пуск – он просто стек в картер по стенкам цилиндров и смешался с маслом. Два стакана за полчаса безуспешного кручения стартером – вполне реально. Ждать испарения этого бензина из масла через систему вентиляции картера можно, но нежелательно - очень рекомендуется замена масла из-за нарушения его свойств. Это даже без страшилок про взрывоопасность паров бензина в картере горячего двигателя – случаи известны, но собственный опыт отсутствует, поэтому может и неправда.

Еще бывают ситуации, когда масло в двигателе хорошее, но…

При долгой езде на пониженном уровне, на самом минимуме – возрастает угар масла и ускоряется его старение. Масло играет немалую роль в терморегуляции двигателя, работает само при температурах от нормальных 90-100 и до 150-160 градусов и меньший, чем предусмотрено, объем – это сразу повышение температуры и, как следствие, преждевременное вырабатывание присадок и старение основы масла.

Наконец, залитое в двигатель масло, значительно не соответствующее сезону по вязкости, не соответствующее требованиям производителя автомобиля и аналогичные случаи. Как такое масло попадает в двигатель Вашей машины – вопрос отдельный, а рекомендация все та же – менять масло досрочно.